Все заняты противостоянием шутеров, в то время как рядом грядёт ничуть не менее, а то и более значимый поединок. Если в драку BF3 и WM3 делятся, по сути, только деньги, то сражение между Mass Effect 3 и The Elder Scroll V: Skyrim решает, какими будут RPG завтрашнего дня.
Разница между двумя этими играми, относящимися, формально, к одному жанру, огромна, как и армии фанатов той и другой ролёвки. А игры эти, по большому счёту, представляют два противоположных подхода к жанру, две разных, не побоюсь этого слова, РПГ-доктрины. Skyrim - это старая школа, ролевые игры, какими они были на заре времён, когда "Лорд Бритиш" ещё летал в космос только во сне, а о Diablo никто и не слышал. Тогда считалось, что ролевая игра - это возможность прожить полномасштабную, полную фантастических приключений жизнь в ином мире, и ничто не ценилось так, как свобода выбора, обилие возможностей и безграничные просторы, ждущие исследователя. Сюжетная линия - удел слабаков, настоящий герой строит свою судьбу самостоятельно. Это игры не для слабых духом, для тех, кто готов учиться на собственных ошибках, раз за разом начинать с малого и медленно подниматься к вершинам могущества.
Mass Effect - дитя нового века. Он трактует термин "ролевая игра" под некоторым влиянием современной психологии. Ролевая игра раскрывает характеры, позволяет понять персонажа, проникнуться его заботами, его страхами и привязанностями. Вы не создаёте Шепарда - вы им становитесь, вживаетесь в роль спасителя галактики, с первых шагов становясь самым важным человеком во вселенной. Подобное погружение было бы невозможно на безграничных просторах старых ролевых игр: трудно разобраться к хитросплетениях галактической политики или личной психологии, когда на каждой дороге подстерегает нечаянная банда гоблинов или половозрелый дракон. мир игры - радость солепсиста, он создан специально для нас, существует постольку, поскольку мы в этом заинтересованы, сшит по нашей мерке и без нас не имеет смысла. Такой подход бесконечно более дружелюбен по отношению к новичкам жанра, и настолько же чужд старожилам, как рэгбистам балет.
От того, какая игра будет успешнее, кто возьмёт пальму первенства, кто вернётся из битвы со щитом, а кто - на щите, зависит будущее самого жанра. Потому как очевидно, что разработчики по всему миру пойдут за победителем, а проигравший канет в бездну, не оставив наследия.